четверг, 23 июля 2015 г.

ПТСР и йога

Мне повезло получить опыт, как быть женой воевавшего мужчины с ПТСР и пережить невоенный ПТСР на себе. Я не психолог. Я просто практикую йогу Art of Living и пишу про свой опыт ПТСР.



Свое решение. Чтобы его преодолеть, нужно однажды самой захотеть вернуться в мирную жизнь из травмы. Это внутреннее, мое личное решение – Я ХОЧУ ЖИТЬ и Я ХОЧУ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ. Пока его нет - человек остается в "той ситуации".


Мотиватор. Меня спасла дочь – 1,5месячный ребенок, у которого кроме меня никого не было. Поэтому – никаких долгих и глубоких депрессий не получилось. Я поняла, что еще 20 лет мне нужно быть здоровой и счастливой. Несчастная мать не сможет вырастить счастливого ребенка. Ну и конечно ответственность отрезвляет: когда необходимо о ком-то заботиться, берешь ответственность и гребешь изо всех сил.
Понимание. Никто и никогда не поймет, что я пережила, но и я не пойму 100% другого – так устроен этот мир. Но есть такие люди рядом, кто может сопереживать глубоко, кто пережил свою травму и смог принять меня и мой опыт, поэтому так значимы встречи с «коллегами», с которыми есть общие воспоминания.
Принятие и признание боли и опыта. Очень важно не оспаривать и не умалять боль, через которую прошел другой человек. Ты выходишь из ада, а тут подруга такая «подумаешь, я вот тоже разводилась…» или жена мужу «подумаешь, воевал». Есть хорошая поговорка про пройти в башмаках другого его путь. Мне помогло, что несколько моих друзей приняли меня и признали мою боль как она есть. И из этого признания, уважения и принятия я смогла идти дальше, оставить боль в прошлом.

Эго. Эго растет как на дрожжах: я особенный, потому что через это прошел, а они – не такие. Обостренное эго приводит к агрессии, часто неконтролируемой. Помогает осознание одного простого факта, например: есть инвалиды, а есть люди с дополнительными потребностями. Инвалидность -это не состояние тела, а состояние души, желание быть жертвой, которой все вокруг должны. Я посмотрела со стороны на «жертву» – мне расхотелось быть такой. Поэтому эта пережитая боль – что-то вроде цвета глаз, она есть, она важная часть меня, но – не дает право требовать особое отношение к себе. Это тоже отправная точка для новой жизни.
Потерянный драйв. Стрессовую ситуацию обычно проходишь на втором и десятом дыхании, выкладываясь на 200%, после этого обычная жизнь кажется мирной рутиной. Хочется добавить в нее соли – острых ощущений. Это можно сделать мирно, без накала страстей. В моем случае – какие-нибудь 108 кругов Сурья Намаскар или путешествие в другой городдля кого-то – марш-бросок через пустыню. Что-то конструктивное и добавляющее ярких эмоций, но не разрушительное для окружающихJ
Время. Теперь мы знаем цену не только тосту «желаю мирного неба над головой», но и «время – лечит». Принимать кардинальные, меняющие жизнь решения в течение хотя бы года после травмы не нужно. Через год может немного отпустит и тогда, с ясной головой, можно решать уже – хотите вы, например, разводится или переезжать, или менять работу, или… Важно постараться сохранить семью и не травмировать сильно близких людей.


Чужой опыт. В ситуации войны ценны заметки Аркадия Бабченко про свой поствоенный опыт (это я как бывшая жена говорю). Мне помогли личные истории моих друзей: я не одна, у каждого свои травмы. И из этих историй понятно, например, что все плохое рано или поздно заканчивается, наступает мирная жизнь и это вдохновляет!
Выговориться. Можно друзьям, 10-20-30 кругов одного и того же текста, но в разных интонациях и вариациях. Хорошо иметь про запас несколько друзей, а то иногда они не выдерживают и испаряются (юмор). Это такая терапия, и она помогает. Можно писать тексты, можно рисовать, делать что-то руками – направлять эту боль в творчество, например.  

И в конце концов, причем тут йога?
Медитация. Из моего опыта, медитация – это единственное, что удаляет эти сильные впечатления, эту боль навсегда. Подымается со дна мусор и его уносит течение. Остается чистая вода. Спокойная и ясная осознанность. Возвращается чувство юмора, желание улыбаться, жить, быть счастливой. Это полезно и конструктивно. Для этого нужно просто выделить время. 


Дыхание (Сударшан Крия). Когда застреваешь в ситуации, просыпаешься и засыпаешь с одними и теми же мыслями, прокручивая бесконечно в голове «а если бы», «как было хорошо до», «а вдруг я могла сделать больше чем сделала», дыхательные практики быстро – за 20 минут - останавливают это «кино», возвращают в здесь и сейчас, в осознанное состояние. Я это наблюдала и со стороны, и пережила на себе: кино в голове и все плохо, потом час практики и состояние ума меняется. Дыхание уносит весь этот мусор. И можно осмотреться по сторонам и таки ответить на вопрос: "Что у нас на ужин?" Живем дальше.
Асаны. Работают примерно так же, но нужна более длительная и настойчивая практика. «Всякий раз, когда вы в замешательстве, или в уме возникает конфликт, выполните асаны. Примите какую-либо позу, и вы сразу же заметите, как наступает ясность» (Шри Шри).

Меня вернули к жизни дочь, друзья и йога.

Вроде все. Жизнь продолжаетсяJ


Комментариев нет:

Отправить комментарий